Спасо-Преображенская Церковь

Преображенская

Епископ полоцкий по просьбе Евфросинии для строительства церкви выделил ей деревню Сельцо за границами города, около епископской усыпальницы. «Жизнь Евфросинии Полоцкой» дает основание полагать, что Евфросиния могла начать строительство каменного храма после 1128-29 гг. с благословения епископа Мины. Как соборный храм Спасо-Ефросиниевского монастыря, церковь построена за 30 недель полоцким зодчим Иоанам согласно приказу преподобной игуменьи Евфросинии Полоцкой. С переходом монастыря к иезуитам храм был преобразованный в костел. Частично перестроен в 1833 г. (архитектор А. Порто).

Спасовская церковь — памятник архитектуры полоцкой школы зодчества 12 ст. Храм получил очень выразительное композиционное решение. Вытянутый в плане крестово-купольный 3-нефовый 6-столпный объем (длина без апсиды14,4 м, с апсидой18,2 м, ширина9,8 м, толщина стен 1,24-1,8 м). Западный фронтальный фасад, оформленный 3 закомарами, средняя из которых соответствует конструкции свода, боковые — декоративные. Центральный неф из востока завершенный полукруглой апсидой. Боковые апсиды малых размеров полуциркульные, снаружи невидимые. Храм имеет 2 входные порталы — западный главный и южный дополнительный

Храм сохранился почти целиком и перестроенный преимущественно в верхней части.

Исключительная историко-художественная значимость имеют фресковые раскраски 12 ст. — уникальное произведение древнерусского монументального искусства мировой значимости. Древняя живопись была спрятана под более поздними наслоениями штукатурки и побелки, масляной раскраски 1832-35 гг. i1840 г. Фрески были открыты в1835 г. Ix пробная раскрытие проводилось в1929 г. реставраторам Г.А. Чириковым из Центральных реставрационных мастерской (Москва) под руководством И.Э. Землекопа. Дальнейшая расчистка проводилась в 1937-38 гг.,1940 г. В1950 г. раскрытие проводилось бригадой Специальных учено-реставрационных производственных мастерских (Москва), в1972 г. — Всесоюзной центральной учено-исследовательской лабораторией (Москва).

Всего открыто 8 фрагментов фресок 12 ст.: 3 находятся в алтарной части; на лопатках северной и южной стен образа неизвестных святых во весь рост с книгами в руках; на южной стене рядом из боковым проемом образ святого, что молится на фоне высокой башни. Пять фрагментов в центральной части: на южной стене 2 фрагмента с образами монахинь; на северо-восточном и юго-восточном столбах фронтальные образы святых во весь рост с рулонами в руках; на северо-западном столбе, что поддерживает хоры, подана в строгий фас образ неизвестной молодой святой из мягким овалом лица, большими глазами, красивыми живыми устами из красной подмалевкой. Раскрытые фрагменты дают основание утверждать, что храм, целиком декорированный живописью 12 ст., какой отличительный высоким художественным уровнем и влияниям византийских живописных традиций. В последние годы более поздние масляные раскраски начали интенсивно опадать. Открылась много новых фрагментов и сюжетных композиций в центральной (еще 10 образов) и боковых апсидах, в центральной части, в кельи Евфросинии Полоцкой.

В церкви был поставлен напрестольный крест, сделанный в1161 г. ювелирам Лазарем Богшей. Евфросиния заказала знаменитому полоцкому мастеру крест-ковчег ради присланных ей из Царьгорада и Ерусалима христианских реликвий. В конце ХІІ столетия реликвию вывезли из Полоцка смоленские князья. Захватив в 1514 Смоленск, большой князь московский Василий ІІІ забрал крест из кафедрального Успенского собора в Москву. Во время Полоцкой (Ливонской) войны Иван Грозный, замаливая грехи после устроенного в Полоцке по его приказу резни, приказал вернуть святыню на прежнее место.

После того как большой князь Степан Батура отдал храм ордену иезуитов, полочане сохраняли крест в Софийском соборе, что от конца ХVІ столетия был униатским. В 1812 г., когда Полоцк на несколько месяцев попал в руки к французам, монахи-базильяне замуровали реликвию в соборе. В день святой Евфросинии в 1841-м крестный ход перенес крест из Софии в Спасовскую церковь.

В советские времена реликвию реквизировали большевики. Специальная экспедиция, устроенная директорам Белорусского государственного музея Вацлавам Ластовсим, нашла крест в полоцком финотделе и перевезла в Минск. В1929 г. он попал в Могилев, где сначала находился в музейной экспозиции, а потом в сейфе в строении обкома партии, откуда исчез в 1941 г. В составленном после освобождения города акте цена креста оценивался в 6 миллионов рублей.

Поисками святыни в разное время занимались многие ученые, а также некоторые авантюристы. Но крест так и не был найден.

В 1997 г. белорусский художник-ювелир Николай Кузьмич завершил пятилетнюю работу над созданием образа Креста святой Ефросиньи, воссозданного по просьбе Объединения белорусов мира «Батькаушчына».

Калі ласка, прытрымлівайцеся і падабаюцца

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *