Софийский собор в Полоцке

Софийский собор в Полоцке является одной из самых древних христианских святынь на Беларуси. Изначально, собор, был деревянным. При Князе Всеславе Брачиславовиче между 1044-66 гг. собор приобрел вид каменного храма и стал четвертым в мире храмом святой Софии. Собор входил в состав Верхнего замка деревянного кремля с княжескими палатами, монастырем и площадью.

Построенный как сильнейшее сооружение (толщина стен 1,45 м), храм являлся крепостью, которая во времена опасности оберегала князя с дружиной. Храм являл собой воплощение государственности, политической и экономичной мощности Полоцкого княжества. Софийский собор постоянно украшался и часто перестраивался. Своей прелестью храм впечатлил и царя Ивана Грозного, когда тот в 1563 г. вошел с армией в границы Великого княжества Литовского. Храм являлся не только главным храмом западнославянского православия, но и крупным культурно-просветительским центром, усыпальницей полоцких князей (раскопана 16 саркофагов). Тут принимали послов, провозглашали войну и мир, сохраняли государственную казну и религиозные святыни.

Храм перешел к униатам в конце 16 ст. В1607 г. строение пострадало от пожара, но было восстановлено к1618 г. При перестройке по приказу униатского архиепископа Язафата Кунцевича были снятый верхи угловых боевых башен храмо-крепости.

Во время Северной войны в Софийской церкви российским царем Петром I, Меншиковым и офицерами были убиты: Викария Константин Зайковский, отец Якуб Кнышевич, Кондратович, Тэафан Калбечинский, отец Якуб Кизиковский и Исаак Анкудович. София и униатские монастыри были разграбленные российскими солдатами и закрыты. Софийский собор по приказу Петра I отдали под хранилище амуниции и пороха. 1 мая1710 г. в подвалах собора умышленно был взорван порох, и храм был почти целиком разрушен взрывам. Собор был восстановлен через полстолетия, но в барочных формах.

По инициативе и на собственные средства полоцкого архиепископа Ф.Грабницкого на места разрушенного храма в 1738—1750 гг. построен новый величественный Софийский собор.

В древней части храма (восточная апсида) сохранились останки фресок 11 ст. В боковых частях апсиды размещены орнаментальные мотивы, в центральной фрагмент Евхаристии. На южной стене сохранились останки фресковой раскраски Святое причастие. На уровни оконных проемов проходит орнаментальная полоса высотой около 100-120 см, которая сохранилась примерно на80 смслева и справа по сторонам апсиды. Оригинальный, необычно крупный орнаментальный мотив включает в себя трехлисника, обведенного треугольникам символ единства Святой Троицы.

Особенное внимание уделено новой архитектурной гармонии главного южного фасада. Он имеет пространственную структуру с двумя могучими пятиярусными башнями по сторонам и заглубленными между связками слоистых пилястр. Три верхние сквозные ярусы башен резка сокращаются ввысь по размерам, что создает сильную оптическую перспективу. Этот оптический эффект дополняется постановкой храма на крутом берегу Западной Двины, в итоге чего главный фасад может восприниматься только из близкого расстояния в сильном ракурсе; ярусным строением фронтона, оба яруса отделаны своеобразными пилястрами с волнообразным очертанием. Все это придает аттиковому фронтону чрезвычайно красочное кружевное очертание (напоминает корону-диадему). Впервые в полоцкой Софии похожие фронтоны-«диадемы» возведенные на обоих торцах двускатной крыши центрального нефа (придает еще большую выразительность и экспрессию силуэта построения). В пропорциональном строе строения перевес отданно вертикалям, несмотря на то что первое горизонтальное членение проходить на уровни карниза боковых нефов. Архитектурным членениям (как вертикальным, да и горизонтальным) свойственно неопределенность, они много раз дублируются, разрываются, созидающий тонкую игру света и тени. Связки пилястр при сохранении плоскастной ордерной основы каждого элемента приобретают объемный характер, активно взаимодействуют с пространством. Линии карнизов плавно выгибаются, как морские волны. Пластику фасада усиливают фигурные филенчатые ниши и монохромный лепной декор.

Все эти архитектурно-художественные средства характеризуют стилистику виленского барокко.

Имя автора проекта нового Софийского собора в Полоцке точно неизвестно. Однако большинство исследователей с большей степенью уверенности разделяют мысль С.Леранца, что архитекторам собора был Иоган Крыштоф Главиц, известный мастер виленского барокко. Основанием для этого являются и стилистические пометки памятника, и его чрезвычайно высокий художественный уровень.

Самобытные черты виленского барокко нашли последовательное воплощение и в интерьеры собора — в организации его внутреннего пространства и декоративной отделке. В основе остается спокойная и уравновешенная структура базилики. Пространственные ячейки, перекрытые крестовыми сводами и разделенные в центральном нефе единичными могучими арками, а в остальных частях — двойными. Наибольшим своеобразием интерьера является каменная алтарная перегородка, архитектурное решение которой отображает компромиссную суть униатской церкви. По функциональному назначению перегородка, как и иконостас православного храма, отделяет алтарное помещение от молитвенн��го зала, а по своей композиции и формах напоминает алтари католических костелов. Перегородка отделана лепными позолоченными гирляндами, капителями и завершена барельефной композицией «Троица новозаветная», исполняемой в стили рококо. На боковых дверях алтарной перегородки красочные образы Святая Елена и Святой Макарий. В центральной части композиции фигуры Бога Саваофа и Иисуса, головки херувимов и ангелов в облаках. В левой части сбереглась раскраска Распятие (19 ст.). В1913 г. сделана реставрация образов собора, которая проводилась художницей из Витебска и местным живописцам П.А.Зыкавым.

В 1918 г. в соборе находился немецкий гарнизонный костел.

О других достопримечательностях Полоцка вы можете узнать тут.

Фотографии здесь.

Мы рады видеть вас на нашем сайте.

Калі ласка, прытрымлівайцеся і падабаюцца

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *